История Свердловских (далее Екатеринбургских) слётов
На волне широкого движения Реалов, распростаняющегося по городам и странам, выкладываю воспоминания ветерана, как это было в стародавние времена.
История Свердловских (далее Екатеринбургских) слётов коллекционеров.
Осенью прошлого года исполнилось 23 года Свердловскому , а ныне Екатеринбургскому клубу коллекционеров «СКАТ», история его появления тоже стоит отдельного повествования, но сейчас мне хочется молодёжи рассказать а старикам напомнить о возможно наиболее самом заметном вкладе в развитие стендового моделизма в стране – это о слётах коллекционеров.
Сегодня это кажется абсурдом , но нынешнему поколению коллекционеров тяжело даже представить, что пополнять коллекцию в 70-80-е годы прошлого века было довольно сложно, не было в помине модельных магазинов, наши модели стоили относительно недорого добавьте сюда их экспорт, плюс идиотскую систему распределения товаров – это когда дефицитными сборниками Пушкина и других писателей завалены полки в какой -нибудь таджикской или узбекской деревне , отсюда полный дефицит в розничной сети. Для любителей западных марок любая модель, привезенная в подарок это радость на несколько месяцев. В 80-е ситуация стала несколько меняться, во первых из толкучек подобных сборищу коллекционеров и фарцовщиков у Дома игрушки на Кутузовском проспекте в Москве стали появляться клубы коллекционеров, появилась возможность переписываться и обмениваться с буржуйскими и демократическими коллегами, и если в начале 85 года наш клуб закрыли только из-за того что мы собирали гонца в Саратов, то 86-87 годах можно было относительно спокойно продавать модели на еженедельных сборищах.
Осенью 1990 года автор этих строк посетил Рижскую встречу коллекционеров или как её называли местные «биржа коллекционеров», вполне естественно что увиденное там оставило глубокое впечатление , и народу много и моделей вполне хватает. Самое первое что поразило это очередь с полкилометра на вход .Целая школа была отдана на откуп разного рода коллекционеров, на трёх этажах присутствовали любители всех направлений стендового моделизма и 1/43, и 1/72, и 1/35, конечно железнодорожники, но при всём при этом стендовиков было около четвери от общего количества разного рода коллекционеров , если только всех перечислить уйдёт пол страницы, больше всего запомнился один коллекционер швейных машин со своими ящиками.
Стоит заметить, что прибалты всегда находились в более привилегированном отношении по сравнению с остальной частью страны, и те модели , которые до Свердловска не доходили, а в Москве их в «Берёзке» чуть ли не по блату надо успеть хапнуть, в той же Риге то же самое иногда можно было купить в магазине.
Вполне естественно, что посещение имело как положительные, так и отрицательные результаты, плюсы это новые знакомства, связи, минусы это отдалённость, весьма скудный выбор интересующих моделей, смешивание коллекционеров стендовиков с всякими филателистами, нумизматами и прочими собирателями. В Ригу ездили те кто жил относительно недалеко, в первую очередь прибалты, питерцы, минчане, реже москвичи, такого залётного как я да ещё специально приехавшего , это крайне редкое явление.
По приезду домой ощущение некого модельного праздника постепенно прошло, а продолжения хотелось. В те годы минимум раз в месяц я наведывался в Челябинск на тамошний клуб , соответственно челябинцы тоже к нам заезжали. И вот председатели клубов Челябинска и Свердловска , Юрий Масюк и Дринко Эдуард решили организовать альтернативу рижским биржам , и обозвать сие начинание слётами коллекционеров, решено было проводить четыре слёта в год чередуя города. Первый слёт было решено провести в Челябинске в марте месяце, так как их клуб постарше нашего на два года. Несколько месяцев было посвящено раскрутке данного мероприятия письма коллегам по хобби, телефонные звонки, но что-то было сделано не так , может быть время неудачное, но на первый слет прибыло всего пятеро коллег из других городов, хотя челябинцы подготовились хорошо, была устроена выставка моделей, арендован зал. Одной из традиций первого слёта стало проведение круглого стола по окончании встречи, если мне не изменяет память то всего нас было тогда 10-12 человек , все кто приехал понимали что дело нужное , важное, и интересное, и будущее слётов в наших руках.
Следующий слет назначили на июнь месяц 1991 года, снова звонки , переписка и как результат почти тридцать человек приезжих не считая челябинцев и свердловчан. Кто как добирался об этом можно написать целую историю про каждого , например один коллега из Томска добирался на слёт через Полтаву(он там был в отпуске , потом снова на Украину, и только оттуда домой в сибирь). По просьбе многих коллег решили все последующие слёты проводить в Свердловске, так как больше авиарейсов и поездов, также к осеннему слёту были забронированы номера в гостинице , не все поезда приходят по утрам в субботу , и слёт для многих стал начинаться в пятницу вечером. Про эти встречи можно рассказывать бесконечно, обмены , продажи начинались в гостиничных номерах ,столько водки было выпито и пива , иногда бывало что после гостиничного слёта некоторые коллекционеры были не в состоянии появится с утра. Сам автор этих строк частенько вспоминает с друзьями , как появлялся дома после встречи в гостинице в 3-4 утра, мягко говоря, никакой, а слёт начинался в 9-00, было весьма тяжеловато. Иногда небольшое лечение происходило на слёте, также одной из традиций стало посещение после круглого стола в субботу « пельмешки» ,где поправив здоровье многие отправлялись домой.
В начале девяностых ситуация с моделями была далеко от идеала , попросту говоря
дефицит, и когда на первых слётах появлялись редкие или очень интересные модели за них разворачивалась битва , до рукопашной правда не доходило но конфликты были.
Чтобы в дальнейшем их избежать , уже весной 1992 года, т.е. на третьем теперь уже екатеринбургском (осенью 1991 городу вернули старое название) слёте мы начали устраивать аукционы моделей. Борьба за обладание той или иной красавицей развивалась нешуточная , стартовые цены порой увеличивались в несколько раз, народу на них собиралось по 150-200 человек.
Также в рамках слёта несколько раз проводились выставки-конкурсы на лучшую самоделку и переделку , если мне не изменяет память один из призов уехал в Киев.
На наших слётах побывали коллекционеры из Москвы, Питера, Казани, Омска , Тюмени, Оренбурга, Алма-Аты, Полтавы, Краснодара, Саратова, Перми, Красноярска, Магнитогорска, Петропавловска -казахского, Павлодара, Барнаула, Новосибирска, Абакана, Самары, Нижнего новгорода, и многих других больших и малых городов нашей большой страны.
Наши слёты послужили определённым толчком для развития производства масштабных моделей и организации модельных магазинов в разных городах, конечно время идёт и кто-то уже забросил свои начинания , а кто-то наоборот достиг успеха в бизнесе. По моей информации многие из коллекционеров жалеют что сегодня нет подобного мероприятия , анализируя историю слётов прихожу к выводу что покупка и продажа моделей всё же было не самым главным , основное это общение , встречи ,знакомства и всё остальное. И всё начинается снова.
Слёт коллекционеров в Екатеринбурге.
24 октября 2009.
Клуб коллекционеров «СКАТ»
После длительного перерыва в Екатеринбурге возобновляется проведение слётов коллекционеров моделей автомобилей .
Приглашаем к участию всех заинтересованных лиц , коллекционеров , оптовых поставщиков, владельцев розничных и интернет – магазинов, производителей , представителей мастерских по изготовлению моделей, всех кто заинтересован в развитии коллекционирования .
Слет состоится г.Екатеринбург , по адресу Карла Либкнехта 22, здание административно выставочного центра- левый вход.
Время проведения 24.10.2009-суббота.
С 10-00 до 15-00.
Следующий слёт состоится в октябре 2010 года.
Проезд трамваем до остановки «Пр.Ленина»,автобус и троллейбус до ост. «Архитектурная академия».Здание центра находится за музеем Истории Екатеринбурга, недалеко от перекрёстка улиц пр.Ленина и К.Либкнехта(центр города).
По всем вопросам, посещения , размещения , необходимости бронирования гостиницы, обращайтесь по тел-(343)269-25-10 ,
Либо –scx@tku66.ru
Доброго времени суток, Борис!
Хороший форум, я бы сказал, даже шикарный. Все как надо: есть каста неприкасаемых, неудобные посты удаляются, "чужие" участники баняться. Другого и быть не должно. Все как у нас в Раше. Как это говорится то....диктатура закона, суверенная демократия и ты ды и ты пы
Прекрасно, всего шесть дней на форуме и сделали такие глубокомысленные выводы.
Не буду спорить, поскольку смысла в этом не вижу.
Но, согласно Вашей градации, Вы, просто не могли не заметить еще одну категорию, которая , к сожалению, имеет место быть
Категория называется - провокаторы
Смею надеяться, что Вы не собираетесь пополнить ряды этой бесславной и совсем неуважаемой категории.
А, и самое главное не затрудняйте себя ответом, сотру......
Не нравится быть рядах, нет проблем...так дело в том, что и одиночки-провокаторы уважение у нас не вызывают.
А наши ряды, это ряды пользователей нашего форума, так что, имеет смысл пересмотреть свою позицию.
Не затрудняйте себя ответом, будьте добры.
А если все-таки неймется, то лучше в личку.
Борис, Вы меня уже в провокаторы записали? Быстро у Вас ярлыки развешиваются. Личное мнение участника, как я понял, здесь не приветствуется. Если принято гнобить кого-то, то участник защищающий однозначно записывается в провокаторы?" Кто не с нами - тот против нас" - так ? Ну чтож, я учту в дальнейшем такой подход .
Спасибо за внимание.
Буду признателен, если Вы сотрете все, что считаете нужным, и мы временно закончим дискуссию. Первое мнение друг о друге мы составили и , как я понял, каждый остался при своем. Надеюсь, в дальнейшем мы найдем общий язык, я в этом уверен.
Хочу сказать пару слов по теме, если мне позволят . Во-первых, воспоминания Влада мне понравились, прочитал с удовольствием. Во-вторых, на ближайший слёт я обязательно поеду, хочу увидеть всё своими глазами. А то некоторые деятели этот слёт уже досрочно похоронили, но, как мне кажется, напрасно.