Сообщение от Dietryh
|
Слава расскажи пару слов о своем соавторе. И еще вопрос - Генштаб кроме рецензии какие-то фотоматериалы предоставил?
|
Г.Г. Канинский (Челябинск) профессиональный военный автомобилист, в 1973 году окончил Челябинское военное автомобильное училище и 28 лет служил в различных частях. Подполковник запаса. Публиковался в журнале "Родина" и др.
В Генштабе нет архивов поИмперии, только по СССР. Но кое-чем они нам помогли, списками. Рецензия от них нужна больше для солидности
Еще небольшой отрывок:
Первый пробег грузовиков
В июне 1911 года был успешно проведён пробный пробег на короткую дистанцию по маршруту Гатчина Царское Село Красное Село и обратно. В нём участвовали легковые автомобили роты совместно с личными автомобилями активистов ИРАО и СПАК, проба прошла довольно успешно и сразу же началась подготовка к большому испытательному пробегу.
4 июля 1911 года со старта на Марсовом Поле в Петербурге началось «Грандиозное испытание грузовозов для определения степени пригодности той или иной системы грузовика для военных целей» так охарактеризовал Первый испытательный пробег военных грузовых автомобилей московский журнал «Автомобилист» летом 1911 года. Испытывалась не только пригодность машин к военной службе, но и выносливость их отдельных частей. Так чтобы на основании опыта, при последующем заказе грузовиков, можно было предъявить изготовителю определённые требования по качеству автомобилей в целом и к их узлам и агрегатам.
Рано утром с Семёновского плаца на Марсово поле прибыли 14 грузовых машин, 2 санитарных автомобиля и 4 штабных. После смотра, который провёл начальник Отдела военных сообщений генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышиным под марш хора музыки 147-го пехотного Самарского полка машины отправились в путь по маршруту Петербург Тосно Чудово Новгород Крестцы Валдай Вышний Волочёк Торжок Тверь Клин Москва. В пробеге участвовали следующие машины: грузовики два английских «Коммер Кар» (Commer Car), два швейцарских «Заурер» (Saurer), два немецких «Гаггенау» (один из них с прицепом), по одному немецких «Даймлер», «Опель», «Адлер», «Ллойд» (Lloyd), «Мулаг» (MULAG) с прицепом, английский «Галлей» (Halley), итальянский ФИАТ, швейцарский «Арбенц». Машины были загружены балластом тюками с прессованным сеном и кирпичами. Кроме того, в колонне ехали два «санитара» (так участники пробега для краткости называли санитарные машины) австрийский «Лаурин-Клемент» (Laurin-Klement) во главе колонны, а французский «Лоррен-Дитрих» в замыкании. Кроме нумерации грузовики были разделены на категории, обозначенные литерами: «А» 1,5-тонные, «Б» 2-тонные, «В» 3-тонные и «Г» санитарные. Вне конкурса в сопровождении шли и легковые автомобили, принадлежащие Учебной автомобильной роте «Т. Шнейдер» и «Бенц», а также четыре машины предоставленные частными фирмами. Это были «Опель» петербургского Торгового дома «Победа», «Адлер» и «Лаурин-Клемент», принадлежащие петербургскому Товариществу Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (ТРАРМ), спортивный «Мерседес» с известным французским гонщиком Ф. Донье за рулём. Фирма «Треугольник» рассчитывала на крупную поставку автомобильных шин Военному ведомству и охотно приняла участие в пробеге. Также планировалось участие французского грузовика «Берлие» (Berliet) и двух отечественных грузовых автомобилей «Руссо-Балт» грузоподъёмностью 1,5 и 3 тонны. Но первый из них прибыл в Россию с опозданием и подключился только к дополнительным этапам пробега, а другие не были изготовлены к сроку. Предложение Русско-Балтийского завода Военному ведомству о постройке трёх «грузовозов» (1,5-, 2- и 3-тонного) поступило ещё в мае 1909 года. Несмотря на то, что до этого времени РБВЗ грузовиков не делал, 20 декабря 1910 года Военное ведомство подписало с рижским заводом договор о поставке двух машин, предупредив руководство фирмы, что они предназначены для участия в пробеге, намеченном на 1911 год. Однако только 10 декабря 1912 года РБВЗ сообщил Военному ведомству об исполнении заказа. Есть основания полагать, что Русско-Балтийский завод намеренно затянул сдачу заказанных Автомобильной ротой грузовиков, дожидаясь результатов пробега, чтобы изготовить машины строго по армейским требованиям, которые были определены только после этих испытаний. При этом 1-5-тонная машина модели «L 24/35» была собрана из узлов швейцарской фирмы «Арбенц», а 3-тонная модель «M 24/35» являлась собственной разработкой РБВЗ.
В колонне также находился сотрудник петербургского журнала «Автомобиль», известный журналист Е. Кузьмин. В каждой машине ехал контролёр, фиксирующий всё, что касалось технических возможностей автомобилей и регистрирующий возникающие недостатки.
П.И. Секретев, к тому времени уже подполковник, тщательно рассчитал путь до Москвы. Перегоны со среднесуточным пробегом около 120 км при средней скорости около 20 км/ч. В Тосно было решено оставить «прицепную тележку» от грузовика «Гаггенау», тот тащить её был не в силах. «Мулаг» же, наоборот, всю дорогу тащил нагруженный прицеп без труда, показывая завидную регулярность хода. В Новгороде был сделан небольшой ремонт автомобилям «Адлер» и «Лаурин-Клемент», благо один из грузовиков «Коммер Кар» был оборудован походной мастерской. Под Валдаем по вине водителя «полетел» кардан на «Даймлере». Машину отремонтировали на заводе Рябушинского ночью. По Клином лопнул подшипник на заднем колесе, машину оставили в Клину дожидаться нового подшипника, заказанного в Москве. «Фиат» догнал колонну через два дня. За 42 версты до Москвы расплавился подшипник и на «Гаггенау». 9 июля при въезде в Белокаменную, около Петровского дворца, колонна была остановлена и выстроена в ожидании прибытия начальника Московского военного округа генерала Плеве. Вскоре прибывший генерал Плеве, кстати, также на автомобиле, принял рапорт от командира пробега подполковника Секретева и обошёл все экипажи, расспрашивая солдат и офицеров о пройденном пути. После смотра колонна отправилась в городской манеж, где и стояла всё время пребывания в Москве. Через три дня, 12 июля были проведены испытания по грунтовым дорогам Подмосковья. Колонна выехала через Серпуховскую заставу на Люберцы, а затем через Гжель и Егорьевск благополучно вернулась в Москву, пройдя около 100 вёрст по грунтовой дороге и более 20 вёрст по полю. Во время этого испытания на «Фиате» опять отказал уже новый подшипник и его оставили ночевать на дороге. Утром к нему выехали из Москвы мастеровые нижние чины на легковом автомобиле «Бенц». При обгоне телеги на просёлке «Бенц» занесло, машина съехала в канаву и была разбита, при этом пострадал водитель, но легко, он отделался вывихом руки. «Бенц» позже упаковали в ящик и отправили в Петербург по железной дороге. Очевидно, это была самая первая авария в Учебной автомобильной роте. С 14 по 16 июля участники пробега мыли и регулировали свои машины, а 17 июля в 8 часов утра выехали из Москвы обратно на Петербург, при этом по техническим причинам в Москве остался легковой автомобиль «Адлер». На обратном пути особых происшествий не было, только на машине «Галлей» под Валдаем сломалась рессора, а на «Мулаге» под самым Петербургом испортилось магнето. В столицу колонна возвратилась ровно в 4 часа дня 21 июля. У Средней Рогатки, за несколько вёрст от Петербурга колонну встретил военный министр Сухомлинов.
Подполковник Секретев не был удовлетворён качеством испытаний пробег проходил по сравнительно хорошей дороге. Поэтому 25 июля, после небольшого отдыха и проверки автомобилей, та же колонна, но без легковых машин, ушла из столицы на Нарву. Предполагалось провести дополнительный пробег на Выборг, однако решение изменили, он прошёл 25-27 августа по маршруту Петербург Кипень Нарва Альт-Изенгоф Нарва Гунгербург Нарва. На дорогах Ингерманландии, Эстляндии и Лифляндии было достаточно труднопроходимых участков, укрепивших мастерство шофёров и позволивших всерьёз проверить технику. Это лишь одна цель испытательного пробега. Вторая поиск автомобилей, пригодных для российских условий бездорожья и климата.
После завершения пробега 27 июля его участники были уведомлены, что на следующий день все они будут приняты Государем, который пожелал выразить своё удовлетворение итогами испытаний. Николай II каждого наградил по-царски нижних чинов серебряным рублём, подполковника Секретева и офицеров роты рублём золотым.
Журнал «Автомобилист» восторженно рапортовал: «Грузовики были выстроены на Дворцовой набережной против Мраморного дворца. Государь Император милостиво расспрашивал командира пробега подполковника П.И. Секретева об автомобилях и о пути, пройденном ими. Затем, в присутствии Государя, моторы были пущены в ход и грузовики продефилировали перед Государем и направились в гаражи, закончив так этот грандиозный пробег».