Интересная статейка. Позволю указать на неточности: Во первых тамк Лебеденко не был назван "Царь-танком", эту кликуху ему придумали уже в советское время. Советские авто- и - бронеисторики любили фантазировать
Подобный пример с броневиком "Русский Остин", только так он назывался в те годы, во всех документах современников, но уже потом журналюги переименовали его в "Остин-Путиловец". Вернемся к Лебеденко. В моем справочнике он естественно есть, под своим именем, как он официально называля: "НЕТОПЫРь". После того, как первый мотор отказал, на "Нетопырь" установили двигатель Майбах, снятый с подбитого немецкого цеппелина.
Многие историки такнов вспоминают только "Вездеход" Пороховщикова и танк Лебеденко, еще пишут про проекты танка Менделеева и "Русский Рено" (Рыбинский завод). Чего-чего, а проектов у нас всегда хватало. Значит танков в России было построено всего 2? Ан нет. Так-называемые бронетракторы Путиловского завода, построенные на шасси американского трактора Аллис-Чалмерс - 2 штуки "Ахтырец" (позже переименован в "Красный Петербург") и "Илья Муромец" тоже претендуют на все 100% на звание танков. Хоть их гусеницы н обтягивали корпус, как у английских танков, и они имели впереди колеса (первый англ. танк Мк I тоже имел колеса, только сзади, а французские и немецкие тяжелые танки тоже имели гусеницы не по корпусу), но Путиловские "танки" базировались тоже на тех же конструкцях, развитых от трактора Холт фирмы Катерпиллер (Аллис-Чалмерс был сделан по патенту Катерпиллера), как и английские тяжелые танки, немецкие А7-Фау и французские Сен-Шаммон и Шнайдер. Одним отличались эти русские танки от зарубежных - они были разработаны в полном соответствии российской тактики блиндированных машин, оновное вооружение стояло в корме и в бой машины шли задним ходом (почти все русские броневики, воевали тоже по этой тактике и имели двойное управление, сзади и спереди). Это давало преимущество - корма была сильно бронирована, исключалась возможность выстрелами из винтовок в воздухозаборники повредить мотор и так удобнее было сваливать после атаки, не теряя время на разворот. Сами англичане признали, что такая тактика русских успешная (на Кавказе действовал английский добровольный бронеотряд, они тоже перняли русскую татику) и что компоновка таким машин несомненно более прогресивная, чем у английских танков, имевших вооружение в боковых спонсонах и ограниченный из-за того угол обстрела.
Во время гражданской войны, белогвардейцы в Новороссийске на заводе Судосталь сделали тоже пару-тройку подобных танков-бронетракторов(на шасси Буллок-Ломбард, тоже патент Катерпиллер-Холт).
Вот такие повороты истории - про опытные и неудачные танки Лебеденко и Пороховщикова написано много, а про путилвские бронетрактора, которые с полным основанием можно назвать танкаки и которые не ржавели в лесу, а принимали участие в боях Великой и Гражданской войн, про них практически забыли.