Автомобиль в кадре и за кадром.
Кино как способ заработать для владельцев редких транспортных средств
Редкий игровой фильм, особенно остросюжетный, обходится сегодня без участия автомобилей и другой автотехники. Где режиссеры и продюсеры находят машины для съемок своего фильма: покупают, берут в аренду или им все это предоставляет киностудия? Этот вопрос мы адресовали главному инженеру киностудии "Беларусьфильм" Василию ЗУБОВУ.
- Существуют три пути, как автотехника попадает на съемки фильмов, - пояснил нам Василий Терентьевич. - Первый - продюсеры фильма сами ее приобретают за бюджетные деньги фильма, второй путь - арендуют (берут напрокат) у частных лиц, организаций и третий - пользуются студийной автотехникой, имеющейся в наличии у той киностудии, где ведутся съемки. Какой путь предпочесть, руководство съемочной группы решает исходя из того, какой бюджет у фильма и какая техника там должна быть задействована.
- Можно пояснить это на каком-нибудь примере?
- Вот, к примеру, снимался на нашей киностудии фильм о Великой Отечественной войне - "Момент истины". Там по сценарию должно быть задействовано более двух десятков грузовых машин военной поры - крытые, открытые: на них солдаты перемещаются, перевозят орудия... В автоцехе нашей студии в наличии был всего один "Студебеккер" той поры. Что мы сделали? Купили в одной из воинских частей 20 "ЗИСов", которые уже там были списаны, и стали их восстанавливать до облика "Студебеккеров". Отправили эти машины на Минский авторемонтный завод (кстати, на это затратили огромную часть бюджетных денег фильма). В результате все эти машины оказались на ходу и выдержали съемки. Мало того, они пригодились нам также для съемок фильма "В августе 44-го". Но так как хранить всю эту технику накладно, тем более поддерживать ее в рабочем состоянии, а перспектива снятия еще одного подобного фильма пока не предвидится, то мы решили из этих 20 машин оставить всего шесть, а остальные разобрали на запчасти.
- А какие машины, как правило, арендуют у частных лиц?
- В основном раритетные. К примеру, для съемок в фильме "Кукла" (это пока его рабочее название) режиссеры обратились в клубы любителей старинной техники. Так как это фильм о войне и первых послевоенных годах, то потребовались такие раритеты, как "Виллис", "Додж", "Победа", "эмка" и другие. С владельцами этих авто заключается договор, где оговаривается все: от арендной платы одного съемочного дня до возможности перекраски автомобиля, его восстановления после съемок и т.д. Кстати, хозяева этих машин с удовольствием отдают своих любимцев для кино. Одним хочется увидеть их в кадре (это же такая возможность похвастаться перед знакомыми!), для других это неплохой приработок.
- Интересно было бы узнать, каковы расценки на аренду автомобилей для кино?
- Давайте посмотрим по тому же фильму "Кукла", где главную роль сыграл известный российский актер Владимир Сидихин. Вот, к примеру, за автомобиль "Виллис" его владелец получил от киносъемочной группы 165.000 рублей за один съемочный день. "Эмка" стоила 150.000 руб., "Додж" - 160.000 руб., "Победа" - 162.000 руб., "газик" - 150.000, "Москвич-401" - 106.000 руб., мотоцикл с коляской - 90.000 руб. (Курс белорусского рубля к доллару примерно равен 1900)
- А откуда берутся в кадре новенькие современные авто?
- Практически тоже арендуются у частных лиц. Сколько конкретно стоит один съемочный день такой машины, мне сказать сложно. Тут все зависит от состояния автомобиля, года выпуска, модели, марки, внешнего вида, от условий, на которых заключается договор.
- Я слышала, что один час такой аренды приносит владельцам подобных авто 10 у.е.
- Все может быть. Но это коммерческая информация продюсера.